Интересные факты о космосе

Интересные факты о космосе

Космос место которые хранит множество загадочных тайн. Человечество изучает его уже много лет, но так практически ничего о нем и не знает.  В процессе изучения космоса, было исследовано множество технологий, созданы уникальные ракеты, человечество научилось летать в космос и возвращаться от туда. В статье мы собрали интересную информацию и уникальные факты о космосе, о первых людях которые в нем побывали.

Первый полет человека в космос

Полет человека в космос дал толчок развитию большинству научных и технических направлений. День Космонавтики в честь 12 апреля 1961 года — знаменательной даты в мировой истории, ведь именно в этот день состоялся первый полет человека в космос.





Этапы подготовки запуска

В 1959 году Правительство Советского Союза утвердило решение о разработке комплекса «Восток», на борту которого будет находиться человек. Инициативу по созданию проекта проявил Д.Ф. Устинов — заместитель председателя МС СССР. Проектирование и создание космического аппарата «Восток-1» проходило в сжатые сроки, поэтому решения об оснащении и функциональности летательного аппарата принимались наспех.

Технические характеристики космического корабля «Восток-1»

Комплекс «Восток-1» обладал следующими показателями:

  • для запуска корабля использовалась трехступенчатая ракета-носитель;
  • общая масса конструкции составляла 4,725 т;
  • наибольший диаметр конструкции около 2,5 м;
  • материалом изготовления для иллюминатора стало кварцевое стекло;
  • для конструкции двигателя были использованы элементы двигателя РД-0105 — самого первого двигателя, отправленного в космос;
  • система жизнеобеспечения на борту корабля была рассчитана на 240 часов.

Особо важное значение было отведено наземному оборудованию, отвечающему за запуск корабля и его техническое обслуживание. Производство данного оборудования поручили заниматься машиностроительному заводу города Новокраматорск.

С.П. Королевым, возглавляющим Особое конструкторское бюро №1, и его коллегами было принято решение, что осуществить полет в космос должен профессиональный летчик реактивной истребительной авиации.

Учитывая конструктивные характеристики аппарата для космических полетов, на роль пилота корабля рассматривались полностью здоровые, дисциплинированные и профессионально подготовленные кандидаты возрастом около 30 лет, вес которых был в диапазоне 68-70 кг и ростом не выше 170 см. По окончанию отбора кандидатов на рассмотрении остались две кандидатуры — Юрий Гагарин и Герман Титов.

За четыре дня до полета комиссия утвердила на роль пилота Юрия Гагарина.

Местом запуска пилотируемого комплекса стал космодром Байконур. Ранним утром 12 апреля 1961 года «Восток-1» с пилотом Юрием Гагариным поднялся в воздух в 06:07 по Гринвичу или в 09:07 по московскому времени. Полет длился менее двух часов, а точнее был окончен на 108-й минуте — в 10:55 по Москве. Именно столько времени понадобилось для того, чтобы совершить один оборот вокруг земного шара.

Траектория полета проходила по околоземной орбите. Максимальное удаление корабля от поверхности нашей планеты составило расстояние в 327 км. Местом посадки «Восток-1» была выбрана область в 110 км от города Сталинграда.

В ходе космического полета система торможения дала сбой, что стало причиной посадки корабля в неназначенном месте — около деревень Смеловка и Подгорное Саратовской области, но несмотря на это в целом посадка аппарата прошла успешно.

На стадии запуска произошли непредвиденные сбои с агрегатным отсеком, скафандром и линиями связи. Не учитывая сложившуюся ситуацию перед непосредственным запуском аппарата, первый полет человека в космос прошел успешно.




Благодаря этому удалось разрешить одни из значимых задач космонавтики:

  • испытание работы всех систем космического корабля;
  • исследования по воздействию невесомости на человека;
  • исследования по влиянию космического полета на психофизиологическое состояние человека.

Первая космическая экспедиция на борту с человеком стала результатом самоотверженной работы ведущих ученых и инженеров того времени.

Первый выход человека в открытый космос

 

После первой космической экспедиции на борту с человеком, в начале 1964 года правительство СССР решило осуществить выход человека в космическое пространство.

Цель эксперимента

Перед инженерией и космонавтикой прошлого столетия стояли непростые задачи. Целью провести эксперимент по выходу человека в космос послужило исследование реакции человеческого организма на воздействие состояния невесомости, его психологическое состояние при этом, и желание получить новые открытия.

Реализовать задуманное в сжатые сроки доверили большому числу организаций промышленного комплекса, которые создавали те или иные комплектующие изделия для экспедиции.

Для того, чтобы совершить длительный полет человека в космос, необходим был соответствующий корабль и оснащение экипажа. На тот момент советскими учеными уже велась активная разработка всего необходимого к полету, но, что касается выхода из корабля в космос, разработок было очень мало.

Например, тогда не существовало однозначного способа для осуществления выхода, технические характеристики кабины корабля не позволяли ей долго быть в разгерметизированном виде и также не хватало свободной площади под дополнительную шлюзовую камеру (ШК).

Особое конструкторское бюро (ОКБ) начало разработку модели шлюза, которая могла бы складываться. В первый месяц 1964 г. появилась идея использовать конструкцию ШК с мягкой надувной оболочкой, которая должна была расправиться на «орбите».

Схема данной конструкции была предложена Главным конструктором ОКБ Г.И. Северином. Благодаря задумке появилась возможность выхода на базе уже существующего корабля и с небольшими дополнениями в конструкции обтекателя ракеты.

Окончательным решением использовать такой вид конструкции для выхода человека приняли на заседании Бюро 1 апреля 1964 года. Спустя 12 дней вышло Постановление правительства о создании пилотируемого » Восхода-2″ — аппарата для космической экспедиции экипажа из нескольких человек, что в свою очередь послужило началу усиленной разработке скафандра с ранцевой системой для поддержания жизненных функций, конструкции шлюзования и ШК.

Подбор экипажа корабля проходил особо тщательно. Кандидаты проходили различные тренировки в барокамерах, центрифугах, а также проверку на психологическую и моральную подготовку.



На космодроме Байконур

Утром 18 апреля 1965 г. по Москве в 10:00 часов был осуществлен старт полета «Восхода-2». Экипаж составляло двое людей. Первым пилотом, командующим кораблем, назначили П.И. Беляева, а вторым стал Алексей Архипович Леонов — человеком, чье имя вошло в мировую историю. Решение о том, что Беляев возглавит экспедицию, было принято в последний момент по личной просьбе Ю. Гагарина.

П.И. Беляев (Слева), А.А. Леонов (Справа)
П.И. Беляев (Слева), А.А. Леонов (Справа)

За день до старта корабля случилась неприятность со шлюзом, что послужило причиной использования тренировочного шлюза для запуска корабля.

Старт корабля прошел без происшествий, первые 40 секунд полета показались экипажу самыми долгими. «Восход-2» достиг заданной орбиты и вышел на впервые максимальную для пилотируемого корабля высоту — почти 498 км от поверхности Земли. Перейдя в свободный полет, участники космической экспедиции начали подготовку эксперимента.

На начало второго витка шлюзовая камера полностью разгерметизировалась. Спустя 6 минут (11:34:51 по Москве) космонавт А.А. Леонов совершил новое достижение мира — вышел в открытое пространство космоса.

На внешней поверхности корабля была установлена пара телевизионных камер, которые передавали данные на планету, также съемка велась космонавтом при помощи спецкамеры С-97. Выход с корабля прошел не затруднительно.

Оказавшись в космическом вакууме космонавт проплывал над районом Черного моря, Кавказского хребта, Волги, Иртыша и Енисея, выполнил действия согласно инструкции, а именно неоднократно переворачивался , плавно проплывая в пространстве, приближался и отдалялся по всей длине страховочного фала. Прошло 729 секунд — это то время, сколько впервые человек пробыл в открытом космическом пространстве.

После этого в 11:47 Леонов вернулся в камеру шлюза. Если считать промежуток времени, когда открылся и закрылся люк шлюза, то это составляет 23 минуты 41 секунду. Ровно столько Леонов пробыл за пределами корабля.

Непредвиденные обстоятельства во время полета

Командир Беляев постоянно держал связь со своим напарником. На момент, когда Леонову нужно было вернуться в шлюз случилось непредвиденное. Согласно инструкциям вход по направлению к шлюзу — вперед ногами. Попытки космонавта войти в шлюз, подтягиваясь к обрезку люка были безуспешны, вернуться обратно в корабль было невозможно. Причиной ЧП стало космическое воздействие на скафандр космонавта: давление внутри него превысило допустимые нормы, что привело к вздутию спецкостюма. Раздувшийся скафандр стал настолько жестким, что сковывал все движения Леонова. Это произошло за пять минут до входа в кромешную тьму тени нашей планеты Земля. Не доложив об экстренной ситуации, Леонов снизил давление в половину положенного уровня. Благодаря этому спецкостюм сжался, после чего согласно инструкциям Алексей Леонов зашел в шлюз.




Проблемы при спуске

Когда Леонов вернулся, экипаж был снова в полном составе, произошло следующее ЧП — совершая 13-й виток втрое снизилось давление в баллонах для надувания кабины, что могло послужить абсолютной потерей герметичного состояния корабля, но экипаж справился и устранил неполадки. Также не было возможности спустить «Восход-2» в запланированном режиме.

Спускаемый аппарат Восход 2
Спускаемый аппарат Восход 2

Экипаж провел все действия согласно инструкции, но вовремя отстрела трубы случился огромный удар, из-за которого корабль закрутился по траектории двух осевых плоскостей. Из-за этого произошел сбой систем ориентации и автоматизированной посадки, а также тормозной двигатель не смог автоматически выключится.

После этого приняли решение вручную проводить спуск корабля на Землю. Беляев самостоятельно включил систему автоматизации и запустил тормозную двигательную систему. Бортовое управление вручную по сути было полностью неуправляемым, практически вслепую командир корабля вывел его на нужную траекторию.

При спуске произошло еще одно ЧП: отсоединился один трос, когда кабина расстыковывалась с двигателем, из-за чего конструкцию корабля начало раскручивать по спирали. В плотных слоях атмосферы трос сгорел и дальше спуск корабля стабилизировался.

19 марта 1965 года в 12:02 «Восход-2» на борту с экипажем плавно приземлился в глуши прикамской тайги.

Обнаружить корабль удалось в тот же день в 17:00 по Москве.

Звуки космоса

22 композиции звуков из космоса, обнародаванных NASA, в основном это звуки планет Юпитер и Сатурн.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.