Абордаж

Абордаж что это, и где его применяли

in

На протяжении нескольких веков главным оружием, применяемым в морских сражениях, являлся таран. Он находился в передней части корабля. Таран использовался для грубого проламывания борта вражеского корабля. Если после этого вражеский парусник не тонул, то команда шла на абордаж.

Как же возникло понятие «на абордаж!» и что оно обозначает?

Впервые применение абордажной техники боя упоминается при сражении римских моряков под предводительством военачальника Гая Дуилия против карфагенян. По команде Дуилия матросы бросали вдоль бортов подкладки из плетенных веревок, чтобы смягчить удар при столкновении. В это время он собирал в носу судна лучших стрелков и канониров, которые в любую секунду готовы были перебраться на вражескую палубу и уничтожить соперника.

Само же слово «абордаж» пришло из французского языка. Дословно оно означает «сближение бортом». Главная задача этой техники – физическое уничтожение врага или принуждение к капитуляции. Захваченое судно в этом случае забиралось победителем в качестве трофея. До середины 19-го века абордаж являлся основным приемом в морском бою.

Абордаж

Как со временем совершенствовались техника и методы абордажа?

Как было сказано выше ключевым элементом в подготовке к абордажу являлся таран. Впервые его применили финикийцы. Его устройство представляло собой мощную вертикальную стенку в носовой части судна. Она шла от верхнего киля до вершины боевой палубы. Нижняя же часть киля была острой и выступала на 2-4 метра вперед. Как правило, она была съемной, дабы ее легче было починить после атаки. Наружная часть тарана отливалась из меди, а внутренняя заполнялась расплавленным свинцом.




Затем греки изобрели надводные тараны для разрушения весел и верхней части корабельного корпуса. Часто использовались тараны в форме головы животного или острого клюва хищной птицы. Их именовали рострами. Победители снимали с поверженного судна ростры. Этими трофеями они облагораживали памятные сооружения. Византийцы использовали специальные тараны, верхняя часть которых находилась над водой. Таким образом, она являлась мостом для перемещения воинов на судно противника. Данная тактика требовала высокого профессионализма от капитана корабля и всей его команды.

Абордаж

Конечно моряки продумывали различные способы противостоять тарану. Одним из самых известных и эффективных противотаранных средств являлся так называемый «дельфин», придуманный греческими моряками. Он представлял собой тяжелый груз из металла, который был подвешен на стреле, выступающей за борт. Моряки заводили ее над палубой приближающегося судна и обрезали крепившие ее тросы. Массивный груз при падении с легкостью разрушал судно от палубы и до самого днища. Против обстрела судна использовались вывешенные за борт мешки из кожи, наполненные песком, а также деревянные щиты. Протараненное судно брали на абордаж. Чтобы надежно сцепиться с кораблем противника использовались специальные крюки и клещевидные сооружения — «корабельные руки».

Нельзя не отметить одно из самых необычных и революционных средств для ведения абордажного боя, называемое «вороном». Он был изобретен римлянами для битвы с флотом Карфагена в 260 году до н.э. Флот противника по всем показателям превосходил римский. Единственным преимуществом римлян была профессиональная вооруженная пехота. Чтобы доставить легионеров на палубу врага был придуман специальный мостик. Его ширина была примерно 1,2 м, а длина от 5, 5 до 10 метров. Нижний конец «ворона» был шарнирно прикреплен к столбу, расположенному на палубе. А к верхнему крепили клювообразный груз и удерживали наверху при помощи тросов. При сближении с врагом тросы перерубали и «ворон» падал на палубу соперника, надежно цепляясь за нее клювом. Римская пехота перемещалась по устойчивому мосту и неизменно одерживала победу. Единственным недостатком «ворона» был его огромный вес и массивная конструкция, из-за чего оборудованные им корабли теряли устойчивость и тонули во время сильных штормов. Поэтому впоследствии римляне отказались от данного сооружения в пользу более мощных кораблей и обученной команды. Более усовершенствованным видом абордажного бревна являлся гарпаг. Трехметровый брус, окованный железом, выстреливали из метательной машины в борт неприятельского корабля.

Абордажная тактика постоянно менялась и совершенствовалась. В истории описан один интересный случай «нижнего» абордажа. Викинги пробрались под водой на сарацинский корабль, прорубив его днище, и разгромили неприятелей.

Что же касается оружия, применяемого при абордажной тактике, то во времена гребного флота применялись в основном метательные машины, установленные на носу судна. Деметрий Полиоркет является первооткрывателем катапульт и баллист, стрелявших каменными снарядами и копьями. Он же изобрел гелеполы – специальные башни на колесах, используемые для размещения и передвижения во время боя лучников.


Помимо каменных снарядов и гарпунов в метательных машинах применяли греческий огонь – емкости с горючей жидкостью вмиг пожирающей деревянные корабли. В состав смеси входили хвойные опилки, смола, ладан, пакля и сера. Ее помещали в глиняный сосуд и заряжали в огнеметательные установки, которые в качестве устрашения врага часто имели вид звериной пасти. Впоследствии использование огня запретили, как антигуманное оружие. Подобное оружие было демонтировано со всего европейского флота к середине 12-го века.

Когда же дело доходило непосредственно до схватки, то моряки использовали различное абордажное оружие. Сюда можно отнести кортики, сабли, мачете, топоры, тесаки. Затем, с открытием пороха, широко стали применяться гранаты. Матросы вплетали в волосы тлеющие фитильки для зажигания гранат. Затем настало время огнестрельного оружия – пистолетов и мушкетов. Самым первым огнестрельным оружием была аркебуза. Она была очень неудобная, массивная, и обслуживалась двумя людьми. Известный пират Черная Борода ввел свое новшество. Он придумал портупею. В ее петли вставлялось несколько заряженных пистолетов. Палить из них можно было, даже не вытаскивая из петель. Чтобы противостоять проникновению врага на корабль при абордаже вдоль бортов натягивалась специальная абордажная сеть.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *